Социальная защита и социальная помощь

Социальная защита населения

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Социальная защита и социальная помощь

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствования соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», «О порядке назначения и выплат ежемесячных компенсаций женщинам, имеющих детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждения, организации», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» и другие.

По способу получения меры социальной защиты можно классифицировать: 1) пенсии; 2) стипендии; 3) пособия семьям, имеющим детей; 4) пособия по безработице; 5) государственное обеспечение детей – сирот; 6) государственное обеспечение заключенных; 7) материальная помощь в виде дополнительных выплат; 8) натуральная помощь в виде предметов первой необходимости и продуктов; 9) оказание социальной услуги на дому; 10) бесплатное питание; 11) бесплатное лечение; 12) бесплатное или льготное предоставление лекарств и протезно-ортопедических изделий; 13) льготная оплата коммунальных услуг; 14)бесплатное или льготное обучение или переобучение; 15) ночное проживание бездомных; 16) бесплатный или льготный проезд на общественном транспорте; 17) финансирование предприятий с целью организации рабочих мест для инвалидов.

Социальная защита и социальная помощь

Одной из важных социальных функций государства явля­ется обеспечение граждан пенсиями и пособиями. Пенсия — это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных для этих целей. Пенсионные отношения в РФ регулируются законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. и последующими изменениями, законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в орга­нах внутренних дел, и их семей» и др.

В условиях перехода к рыночным отношениям проблема совершенствования системы социального обеспечения насе­ления становится особенно острой и актуальной. В ст. 39 Конституции РФ записано, что каждому гаранти­руется социальное обеспечение по возрасту, в случае болез­ни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поощряются доб­ровольное социальное страхование, создании дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Читать еще -->  Мат ответственность работника бланк

Социальное обеспечение и социальная помощь

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения.

Средства государственных целевых внебюджетных фондов, созданных в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», являются финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

Социальное обеспечение и социальная защита населения

На макроэкономическом уровне основная часть поступлений в систему социальной защиты учитывается в составе социальных трансфертов: удельный вес соц. трансфертов в ВВП, в объеме денежных доходов населения; изменение соц. трансфертов с корректировкой и без корректировки на ИПЦ.

Система социальных гарантий и социальной защиты являет­ся одним из важнейших элементов поддержания уровня жизни определенных категорий населения. Социальные гарантии пред­ставляют собой обоснованные социально-экономические нор­мативы, позволяющие обеспечить населению признанный обще­ством минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с воз­можностями экономики.

Социальная защита и поддержка населения

еловек, люди, общество живут в природном окружении без которого была бы невозможной сама жизнь. Людям жизненно необходимы земля, на которую они опираются, на которой строят, сеют, вода, которую они пьют, в которой моются, купаются, которой обогревают, охлаждают, орошают, воздух, которым они дышат, природные богатства, используемые в производстве и потреблении.

Вопрос о том, кому, в каких видах и формах, в каком объеме оказывать социальную поддержку, относится к числу труднейших в социальной экономике..
Так как всем желающим получить помощь и нуждающимся в ней просто помочь невозможно, то ряд экономистов и социологов советуют такой рецепт:
«Помогать только тем кто не может помочь себе сам». Конечно, не легко выявить, кто способен и кто не способен помочь себе сам, но рецепт заслуживает внимания. В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен (инфляции) и безработицы. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен.

Читать еще -->  Узнать по инн имя

Социальное обеспечение и социальное страхование

Социальное страхование базируется на принципе гибкой эквивалентности, то есть существует определенная зависимость страховой выплаты от величины страхового стажа и трудового вклада. В социальном страховании активно действует сочетание принципа эквивалентности с принципом коллективной солидарности и объединения рисков.

  • для тех, кто имеет конкретный источник доходов к существованию, но временно был им утрачен и в ближайшем времени подлежит восстановлению, с последующим решением вопроса необеспеченности;
  • для тех, кто имеет постоянный источник доходов, но его невысокий размер не может обеспечить удовлетворение минимальных потребностей;
  • для тех, кто в силу форс-мажорных обстоятельств (катастрофы, стихийные бедствия, ухудшение здоровья) оказывается в числе нуждающихся.

Социальная защита и социальная помощь

Социальная политика — это область политики государства по отно¬шению к формированию жизненного уровня населения, воспроиз¬водству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и разви¬тию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Социальная политика реализует основные консти¬туционные права граждан. Инструментами реализации социальной политики служат программы, нормы и нормативы финансирования, стандарты, законы, гранты и др.
Сформировались два способа оптимизации социальных и экономических сторон развития общества — радикальный и эво¬люционный. Первый способ реализовывался в централизованной модели социальной политики, а второй — в западной модели социального государства.
Объединяло обе модели социальной политики то, что вместо индустриального принципа защиты от жизненных рисков утвер¬ждается ответственность государства за уровень жизни всего насе¬ления, делается ставка на социальную солидарность, справедли¬вость и адресную помощь, социальные права человека возведены в ранг конституционных прав граждан.
Для обеих моделей характерны усиление социальных функ¬ций государства и вместе с тем абсолютный и относительный рост социальных расходов. Это сопровождается повышением роли налоговой системы, усилением воздействия государства на социально-экономическую жизнь людей.

Существуют различия в характере переходов России и Запада к преодолению кризиса социальных систем.
Сложность и масштабы решения задач переходного периода в России сопряжены с немалыми издержками и потерями для народа. В отличие от других бывших социалистических стран социальная цена радикальных экономических преобразований оказалась чрезмерно высока. В результате период ожидания на¬селением положительных социальных результатов экономиче¬ских реформ слишком затянулся, надежды на улучшение благосостояния оказались не реализованными. Этот этап сопровожда¬ется значительным ростом дифференциации доходов и имущест¬ва населения, поляризацией общества на фоне растущей криминализации экономики и социальной жизни, а также неравно¬мерного перераспределения государственной и муниципальной собственности в процессе массовой приватизации.
Бремя кризиса и экономических реформ легло в основном на обедневшие слои населения. За годы реформ практически произошло исчезновение среднего слоя российского общества как основы его экономической и социально-политической ста¬бильности. В результате значительно сузилась социальная база экономических реформ.
В бывших социалистических странах развитие социально-экономических реформ происходило по благоприятному сцена¬рию. Период спада производства был кратковременным и соци¬альные издержки перехода к рынку оказались невелики. Это по¬зволило безболезненно выйти из кризиса и вступить в стадию экономического роста, что облегчило решение задач повышения благосостояния населения и развития социальной сферы в странах Восточной Европы. Благодаря этому переход к рынку полу¬чил широкую социальную поддержку населения.
Развитие реформ в России привело к тому, что системный кризис приобрел хронический характер и возникла ситуация «порочного круга», когда экономический спад ведет к снижению жизненного уровня трудящихся и деградации социальной сфе¬ры. А это в свою очередь провоцирует дальнейшее ухудшение экономического положения в стране.
При отсутствии комплексного подхода и без увязки с реаль¬ными возможностями государственного бюджета эффективная реализация социальной политики невозможна.
Существует иллюзия выхода из кризиса путем одновремен¬ного решения экономических и социальных проблем. Однако социальные проблемы не могут быть быстро решены при отсут¬ствии достаточных финансовых ресурсов и возможности в крат¬чайшие сроки обеспечить существенный рост производства.

Читать еще -->  Социальная доплата в московской области к пенсии в 2019 году

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ И ЛЬГОТЫ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 N 4520-1 устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов РФ, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации: —

Должностная инструкция специалиста по социальной работе

  1. Координация работы по социальному сопровождению «трудных» семей.
  2. Подготовка личных дел таких семей.
  3. Социальное инспектирование.
  4. Разработка плана сопровождения семьи с учетом пожеланий последней.
  5. Предоставление адресной поддержки и помощи.
  6. Предупреждение насилия в семье.
  7. Постановка в известность соответствующих служб и органов о факте жестокого обращения с детьми в подопечных семьях.
  8. Защита интересов семей в суде при возникновении такой потребности.
  9. Предоставление другим заинтересованным в помощи госструктурам информации о подопечных семьях.
  10. Распространение социальной рекламы.
  • члены которых находятся на обеспечении государства (инвалиды, пенсионеры);
  • созданными несовершеннолетними родителями (родителем);
  • с большим риском лишения матери или/и отца родительских прав;
  • оказавшихся в нелегкой ситуации: инвалидность родителя, алкогольная или наркотическая зависимость члена семьи, вынужденное переселение, заражение ВИЧ-инфекцией, нахождение родителя в местах лишения свободы, столкнувшимися с безработицей, жестоким отношением, насилием, сиротством, беспризорностью.