Самое высокое число монополий насчитывала

Нормативно-правовая основа естественных монополий

История российского законодательства о естественных монополиях насчитывает всего несколько лет, но и за это короткое время сферы естественных монополий уже кардинально изменились и продолжают уточняться в настоящее время. B условиях советской экономики естественные монополии, как специфический предмет государственно-правового регулирования не выделялись, потому, что монополиями в своем роде были все отрасли народного хозяйства и такой надобности не возникало. По мере же проведения реформ, направленных на создание рыночной экономики, становилась все более очевидной необходимость выделения в ней сектора, где экономические отношения не поддаются свободной конкуренции и потому нуждаются в особом правовом режиме. С середины 90-х годов началась практическая работа по формированию нормативно-правовой основы естественных монополий и интенсивно проводится до сих пор. Фундаментальное значение имеет Федеральный закон «О естественных монополиях», принятый 19 июля 1995 г. и определивший правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации. Им выделена и регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Узаконенные естественные монополии охватывают не всю соответствующую отрасль народного хозяйства (газовую, железнодорожную и т.п.), а лишь ее передающие («перевозящие») элементы. Например, в нефтяной промышленности — только транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; в газовой промышленности — транспортировку газа магистральным трубопроводам и в том числе газораспределительную сеть и хранение газа; в энергетике также монополизм заключается только в услугах по передаче и распределению электроэнергии. Услуги транспортных терминалов — это производственные операции (приемка, перемещение, хранение и сдача грузов), но лишь те, которые органично увязаны, «слиты» с конкретным перевозчиком грузов, т.е. могут проводиться на его территории только в специально отведенных местах. Услуги портов и аэропортов близки по значению к услугам транспортных терминалов. Они включают производственные и иные трудовые операции по обработке грузов, обслуживанию пассажиров, морских и речных судов, самолетов. В отношении некоторых сфер естественных монополий приняты регулирующие их специальные нормативно-правовые акты, например, федеральные законы «О связи» от 16 февраля 1995г., «О почтовой связи» от 17 июля 1999г., «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995г., постановления Правительства РФ «О мерах по сокращению перекрестного субсидирования потребителей по отдельным видам услуг связи» от 13 августа 1996г. №950 и «О развитии газификации Российской Федерации в 1996—2000 годах» от 18 июля 1996г. №819. В основной своей части в нормативно-правовую основу естественных монополий входит принятый впервые в юридической практике нашего государства Федеральный закон «Об энергосбережении», вступивший в силу 10 апреля 1996г. Он определяет нормативно-правовую основу по эффективному использованию энергетических ресурсов, прежде всего электрической и тепловой энергии, на всех стадиях при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении.

Установление оптимальных цен на товары естественных монополий — особая забота государства. Ценообразованию в сферах естественных монополий посвящены многие акты всех уровней. В состав нормативно-правовой основы естественных монополий входят законы и иные нормативные акты, принимаемые не только федеральными органами государственной власти, но и субъектами Российской федерации по вопросам, которые находятся в их исключительном ведении или в совместном ведении с Российской Федерацией. Это право субъектов Российской Федерации зафиксировано в ст. 76 Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации.

Естественная монополия: примеры

Можно отметить, что советские предприятия, монопольно функционировавшие в национальном хозяйстве, в целом сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка. Их владельцем в большинстве случаев осталось государство, но к инвестициям в капитал были привлечены и частные лица.

К естественным монополиям относятся предприятия, что имеют возможность осуществлять монетизацию ресурса, которого нет у конкурирующих компаний. Это реально, например, когда фирма имеет в собственности платную автомобильную магистраль. В этом случае, если иные транспортные пути между объектами, которые она связывает, отсутствуют или не столь качественны, предприятие сможет на монопольных началах получать прибыль за счёт взимания платы за проезд.

Читать еще -->  Прожиточный минимум на детей в москве в 2020 году с 1 июля 2020

Чистая монополия: виды и черты

Первый из них заключен в успешном развитии компании, а также в постоянном увеличении ее масштабов благодаря концентрации капитала. Второе направление более быстрое. Он основывается на добровольном объединении фирм или поглощении победителями банкротов. Выбирая тот или иной путь или оба сразу, предприятие становится доминирующим на рынке.

  1. Присутствие на рынке только одного производителя или продавца. В этом случае термины «отрасль» и «фирма» являются синонимами. Дело в том, что весь объем продукта, предлагаемого определенной сферой экономики, производится только одной компанией. Чистая монополия порой обладает географическим измерением. Так, в небольшом населенном пункте может работать одна лишь фирма, которая оказывает населению ту или иную услугу, например, нотариальная контора.
  2. Производимый предприятием товар не имеет аналогов или близких по своим характеристикам заменителей. Это вынуждает покупателя приобретать предложенный продукт только у одной фирмы или вовсе обходиться без него. Исходя из предыдущего примера, потребителю, желающему произвести нотариальное оформление документов, понадобится съездить в другой город. Однако такой вариант является для него неприемлемым, так как потребует больших издержек.
  3. Цена устанавливается фирмой-монополистом по собственному усмотрению в связи с полным контролем всего объема имеющегося на рынке товара. По этой черте чистая монополия в корне отличается от системы совершенной конкуренции. Здесь отдельно взятая компания не способна оказать влияния на стоимость продукта, принимая уже сложившийся ее уровень. Исходя из того, что спрос на товар, предлагаемый монополистом, совпадает со спросом по отрасли, у фирмы возникает возможность повышать или понижать цены исходя только лишь из изменений количества товара.
  4. Существуют барьеры, стоящие на пути вступления в отрасль новых фирм. Монополист способен безраздельно действовать на рынке благодаря ограничениям природного, технического, юридического и экономического характера. Они-то и не дают возможности попасть на рынок иным фирмам для того, чтобы заняться таким же видом производства.
  5. Примеры чистой монополии явно указывают на то, что единственному на рынке предприятию не приходится заниматься рекламной деятельностью. Ведь оно и так известно потребителям и необходимо им.

Десять самых популярных версий Монополии

После нескольких десятилетий безуспешных адаптаций видеоигры «Монополия», сегодня она, наконец, нашла себе естественное пристанище в iPad. Все реалии игры превосходно отображаются на внушающем благоговение экране устройства. Автор игры – Electronic Arts, а это действительно хороший намек на то, какой должна быть игра. Просто блестящая и очень развлекательная!

В Сан-Хосе, рядом с Детским центром открытий, неподалеку от речного парка и садов Гваделупы расположен «Луг открытий», дом Книги Гиннеса. Здесь же обустроена самая большая игральная доска «Монополии» под открытым небом. Построенная в 1992 году одной из компаний Сан-Хосе Cypress Granite and Memorial, она была выставлена и смотрелась очень оригинально на проходящем в том же году в Сан-Франциско шоу ландшафта и дизайна. По окончании шоу набор был куплен компанией San Jose Beautiful и затем размещен на «Луге открытий», открытом в 2002 году.

Особенности и историческое развитие монополий

В конце ХІХ ст. рынок впервые за многовековую историю своего существования и развития столкнулся с серьезными проблемами. Именно в это время возникла достаточно реальная угроза функционирования атрибута, существование которого было просто необходимым для самого рынка — конкуренции. На ее пути возникли весомые и существенные препятствия в виде монополистических образований.

В узком понимании монополия означает исключительное право на владение чем-нибудь или на осуществление каких-то мероприятий. В экономической теории под монополией понимают большое предприятие, фирму или объединения (союз), которые концентрируют значительную часть производства и сбыта данного вида продукции, господствуя на рынке с целью получения монопольного прибыли. Благодаря этому такие предприятия занимают доминирующее положение на рынке, приобретают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных для себя цен и, как результат, получают высшие (монопольные) прибыли. Следовательно, наиболее значимым критерием монопольного образования является господство на рынке (однако здесь следует обратить внимание: как для контроля над акционерным обществом нужно сосредоточить в одних руках 20, а иногда и 10% акций, и этого будет достаточно), так и для господства на рынке одному большому предприятию будет достаточным производить 10-20% продукции.

Читать еще -->  Скрылся с места дтп участник

Самое высокое число монополий насчитывала

Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способ такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний. Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80х годах XIX века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивающих нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно- монополистических тенденций. В 80 – 90-х годах XIX века действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала XX века роль монополии в экономике была невелика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономически кризис 1900 – 1903 гг. Монополии постепенно охватили важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (товарищество «Бр Нобель», неточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок деятельности монополий делало возможным использование против них государством законодательства, формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не зарегистрированных монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаровоз», военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продмед», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Лседь», «Проволка», «РОСТ» и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми, негласными контрагентскими договорами. В период промышленного подъема «1910 – 1914 гг.» происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность наряду с процессами и комбинирование производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции, в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы, связанные с ними [4, c. 156].

В литературе термин «монополия» охватывает, как правило, широкий круг экономических структур, для обозначения которых в работах зарубежных экономистов применяются наряду со словом «монополия» термины «олигополия», «двусторонняя монополия». Двусторонняя монополия – это взаимодействие единого поставщика или объединенного покупателя (такая ситуация возможна в системах транспорта, энерго-, водо-, газоснабжения и иных существенно важных системах жизнеобеспечения общества). Олигополия – это наличие на рынках немногих поставщиков, число которых может колебаться от 2 («дуополия») до 7-8. Собственно «монополия» – явление достаточно редкое, если не сказать уникальное [2, c. 14].

Виды монополий

Монополия торговли и монополия кредита, или денежное ростовщичество,- вот те виды хозяйственной деятельности, которые относил Аристотель к числу «противных природе», к хрематистике, руководящим принципом которой является нажива ради наживы, деньги ради денег. Он противопоставлял ее положительному типу хозяйствования, собственно экономике, где отношения между главами домохозяйств основаны лишь на разделении труда и справедливом обмене.

Читать еще -->  Проверить по фамилии инн

Монополия может существовать лишь постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия, по определению исчезнет.Монополия экономики – серьезное препятствие для развития рынка.

Проблемы государственной политики в отношении монополий

С другой стороны, даже если мы придем к выводу, что конечный потребитель и есть адекватный субъект ущерба от монополии, это может только осложнить задачу государству. Антимонопольные органы начинают расследование поведения фирмы, подозреваемой в монопольных действиях, только после того, как на компанию поступает соответствующая жалоба, соответствующий иск в судебные инстанции. Когда субъектом ущерба оказывается другая фирма, другая компания, именно она заинтересована в том, чтобы подать иск в суд. И обычно компания это делает. Когда же субъект ущерба множествен и распылен, как это наблюдается среди обычных рядовых покупателей, вероятность судебного разбирательства резко уменьшается. Как показывает практика, индивидуальные потребители готовы скорее обсуждать и осуждать действия фирмы-монополиста в своих кругах («на кухне»), чем заниматься тонкостями юридического делопроизводства. Отсутствие необходимого опыта, определенное недоверие к судебным инстанциям, опасение больших затрат времени и усилий и пессимизм по отношению к возможному решению суда не в их пользу оказывают негативное влияние на желание обычных людей — конечных потребителей — добиваться возмещения от монополиста.

С другой стороны, установление границ рынка — только одна часть проблемы. Даже если релевантный рынок отобран, фирму нецелесообразно сразу же обвинять в монополизме. В современных рыночных экономиках очень мало действительно конкурентных отраслей, так же как и монополий в подлинном значении этого слова — отраслей с единственным продавцом. Как правило, рыночные доли фирм, подвергающихся государственному регулированию, колеблются от 20—25% до 70—80%. Если доля фирмы достигает 80 и более процентов рынка, ее монополизм может не вызывать сомнения. А как быть с компанией, рыночная доля которой не столь велика? Где проходит нижняя граница монополизма и верхний предел допустимой рыночной власти фирмы? Здесь есть над чем поразмыслить.

Монополия в Республике Беларусь Рынок монополии

В РБ ведется с 1994 года Государственный реестр, который является одним из инструментов контроля (в первую очередь ценового) за деятельностью предприятий. На начало 2011 года в Беларуси было 532 монополиста. Из них – 156 организаций республиканского, остальные 376 – местного уровня. Министерство экономики параллельно ведет реестр естественных монополий, общее количество которых на 1 января 2011 года составляло 206 (республиканского уровня – 29). Министерство экономики Беларуси внесло изменения в государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, признав 163 организации монополистами в своих отраслях.

ОАО «АСБ Беларусбанк» Сберегательный банк «Беларусбанк» — крупнейший банк Республики Беларусь. За 2011 год Беларусбанк признан банком № 1 в Республике Беларусь. В мировом масштабе Беларусбанк находится на 420 месте. Ресурсная база ОАО «АСБ Беларусбанк» в 2012 году достигла Br 114 трлн. По итогам января-июня 2012 года нормативный капитал банка составил Br 19, 4 трлн. , уставный фонд — Br 16, 2 трлн. Сеть банка насчитывает 39 филиалов, 96 центров банковских услуг и 1790 отделений, из которых 846 (47% общего количества отделений) расположено в городах и 944 (53%) — в сельской местности.

Рыночная власть: монополия

Для монополиста ситуация «нулевой» прибыли (МС = = МЯ = Р) неприемлема. В отличие от совершенного конкурента он контролирует не один параметр (объем производства), а два (плюс цену). Выбирая комбинацию «цена — количество», монополист стремится получить максимальную разницу между валовыми доходами и валовыми издержками. Сначала он оптимизирует количество, сокращая его до уровня, соответствующего МС = МЯ, а затем ищет приемлемую цену на кривой спроса (рис. 21.1).

Сравнение поведения на рынке монополиста с поведением совершенного конкурента показывает, что он ведет себя менее эффективно, так как: а) цена, устанавливаемая монополией, всегда выше цены совершенной конкуренции; б) максимизируя прибыль, монополист не достигает минимума издержек, а останавливается на более высоком уровне: его интересуют не издержки, а максимальный разрыв между ними и доходом.